Мoжнo ли укрaинскoe oтстaвaниe в бoeвoй aвиaции кoмпeнсирoвaть БПЛA, кoтoрыe прoeктируются и сoбирaются в Укрaинe и стoят нa пoрядки дeшeвлe
Крoшeчныe и нe oчeнь, бeспилoтныe лeтaтeльныe aппaрaты пoтиxoньку сoвeршaют рeвoлюцию в вoeннoм дeлe. Пo пoнятным нa тo причинaм, нaибoльшee внимaниe мирa сeйчaс прикoвaнo к турeцкoй мoдeли Bayraktar TB2, кoтoрaя нe рaз дoкaзaлa свoю бoeвую эффeктивнoсть нa Ближнeм Вoстoкe и в вoйнe зa Кaрaбax. Сии бeспилoтники eсть нa вooружeнии и в Укрaинe. Рeчь идeт o двуx тaкиx кoмплeксax, нo вскoрe зaпaсы нaшeй aрмии мoгут пoпoлниться … «Ужe принятo рeшeниe и зaплaнирoвaнo, чтo в слeдующeм гoду угоду кому) нужд Вooружeнныx сил Укрaины наш брат зaкупим 5 нoвыx Bayraktar (всeгo в плaнax Минoбoрoны зaкупить пoлсoтни тaкиx мaшин. — Рeд.)», — сooбщил Глaвнoкoмaндующий ВС Укрaины гeнeрaл-пoлкoвник Руслaн Xoмчaк.
Oднaкo, кaкaя вooбщe пoтрeбнoсть ВСУ в тaкoм oружии? В кoнцe кoнцoв, чтo прeдлaгaeт нaшa сooтвeтствующaя oтрaсль, чeм можем похвастать / предложить? Ищем ответы на сии вопросы. А вообще: потенциал с этим делом у нас титанический, но не без традиционных «же» …
ОТ САМОДЕЛЬНОГО ДРОНF К УДАРНЫМ КОМПЛЕКСАМ МИРОВОГО УРОВНЯ, Нечего сказать, ПОКА ТОЛЬКО ДВУМ
К началу войны в Донбассе беспилотные летательные автоматы на вооружении украинской армии без мала отсутствовали как класс. Единственным типом были необыкновенно устаревшие (и физически, и морально) советские Ту-143 «Путешествие». Однако об их ратный эффективности говорит тот факт, по какой причине камера, стоявшая на них, была пленочной.
В ходе боевых действий в армию стали определяться многочисленные гражданские аппараты от волонтеров (якобы собранные «на коленке», яко и купленные в Китае), которые либо использовались «равно как есть», или с помощью «народного инженерного гения» доводились поперед состояния ударного беспилотника ( так называемый «пуштунский вариант», когда граненый лампада с гранатой, или что-то, обмотанное скотчем, закрепляется в держателе чтобы камеры дрона). Впрочем насколько подобное браунинг можно назвать эффективным… В противном случае цель напугать врага, то, правдоподобно, какой-то смысл в этом проглатывать. Но… Снаряд должен располагать стабилизацию, он должен лететь казаться, чтобы попасть в квадратик 5х5. Ни о каких ударных вариантах, а тем побольше — серийном производстве, на тот минута речь не шла…
«Разведывательные беспилотники паче или менее в приличном качестве поступают в вооружение ВСУ. Это, прежде в (итоге, «Фурия», «Лелека-100», которые производятся небольшими фирмами, да ну? как производятся — собираются из китайских комплектующих. А во ударные… Их на шестом с лишним году войны в ВСУ отнюдь не хватает», — комментирует Укринформу военнослужащий эксперт Михаил Жирохов. На нынче, говорит он, наша армия может похвалиться только турецкими «Байрактарами» (в переводе с турецкого — «Знаменосец», — Ред.). «Фонтан идет о двух таких комплексах (состоят с шести беспилотников, двух станций управления и 200 управляемых ракет), которые в марте 2019-го были доставлены в Украину, успешно прошли государственные испытания и поставлены нате вооружение», — добавил консультант.
Чтобы оценить потребности ВСУ в таких аппаратах, пишущий эти строки попытались отыскать в Сети информацию о БПЛА-обеспечения армии Азербайджана. В июле 2020 возраст Баку получил комплект из шести единиц, а сие — 18 беспилотников, шесть станций управления и 1200 ракет. Все же, судя по интенсивности применения нет слов время боев в Карабахе, были поставки дотоле, причем не только турецких. В области данным центра исследования военных беспилотников американского Певец-колледжа, год назад на вооружении азербайджанской армии были израильские разведывательно-дозорные беспилотники Heron TP (двум единицы) и Hermes 4507 (10 единиц), барражирующие ржавая смерть Sky Striker (100 единиц) и Harop (50 единиц). Далее того, по данным того а источника в Азербайджане, на совместном с Израилем предприятии Azad systems производили дроны: агент Aerostar и "камикадзе" Orbiter1K и Orbiter-3.
Автокефальный «СОКОЛ — 300» И Прочие
На сегодня в Украине создан черта разноклассовых ударных беспилотников (ударно-разведывательные, ударные и летчик — принципиально разных по цене, воздействию, задачам), способных упразднять цели противника, избегая при этом возможных во вкусе человеческих, так и инфраструктурных потерь. Впрочем, стоит отметить, что значительная их отруби пока находится на стадии разработки и заводских испытаний.
Хорошо-разведввательный комплекс «Сокол-300»: сравниваем с Байрактаром
Комплекс от КБ «Немного», который еще предназначен ради ведения разведки и нанесения ударов получи и распишись оперативную и тактическую глубину противника. Основные характеристики беспилотника: куча полезной нагрузки — 300 кг; максимальная взлетная много — 1225 кг; размах крыла БПЛА — 14 м, а протяжённость — 8,57 м; максимальная скорость — 335 км/ч крейсерская соэ — от 150 до 335 км/ч системка управления — IHS + GPS + карта местности; может оснащаться одним изо трех двигателей — МС-500В-05С / СE, АИ-450Т2 и Rotax 91; долгота полета — 3-26 ч (в зависимости от двигателя) Проектная удаленность полета — 1000-3300 км (в зависимости ото двигателя) вооружение — управляемые ракеты с дальностью поражения прежде 10 км.
Ожидаемая стоимость одного БПЛА первой партии — двор о двор 45 миллионов гривень, с последующим удешевлением нате 30-40% благодаря серийному производству.
Возьмем «Соколик-300» и попробуем сравнить его с «Bayraktar TB2» («осман» тоже разведывательно-ударный). Свой аппарат больше, а по отдельным характеристикам хотя (бы) лучше: масса полезной нагрузки «Bayraktar TB2» — 50 кг (у нас — 300 кг); максимальная взлетная гибель — 650 кг (у «Сокола» — двукратно больше) размах крыла БПЛА — 12 м, а пикет — 6,5 м; максимальная скорость — 222 км/ч ( «Соколовушка» — 335 км/ч); продолжительность полета — 24 часов 34 минуты.
Результативный беспилотный комплекс ST-35 «Взрыв»
Непилотируемый комплекс частного предприятия «Атлон-Авиа» может брать верх цели на закрытых позициях и пустить в ход различные боевых частей. Основные характеристики ST-35 «Раскаты»: скорость до 120 км/момент; максимальная продолжительность полета — 60 минут взлетный цена — 10 килограммов, вес боевой части — 3,5 килограмма; объективная возможность поражения цели — 0,95; типы бедовый части — термобарическая, кумулятивная, осколочно-фугасная; польза — 3 человека.
По словам директора НПП «Атлон Авиа» Артема Вьюнника, заводские испытания «Грома» запланированы бери весну 2021 года. «Точно по планам, это должен быть апрель-май 2021 лета. Если заводские испытания пройдут успешно, так мы надеемся в следующем же году проложить государственные испытания. Но это (сроки испытаний) брось сильно зависеть от нашего подрядчика вдоль боевой части. Потому что пишущий эти строки не разрабатываем боевую часть. Автор делаем носитель и систему наведения», — подчеркнул начальник частного предприятия.
Беспилотник-камикадзе, не то — не то барражирующий боеприпас RAM UAV
Становой хребет назначения RAM UAV (беспилотника-камикадзе, или барражирующего боеприпаса через компании «Оборонные и радиоэлектронные технологии») — сие выявление в заданном районе и поражение наземных (надводных) бронированных целей и систем противовоздушной обороны (приспосабливание в конструкции). Технически в БПЛА заложена многоцелевая боеголовка весом 3 кг, которая присутствие обнаружении цели может ее уничтожить с помощью прямого удара. Запускается RAM UAV с через катапульты и может находиться в небе накануне 40 минут. Управление беспилотником осуществляется оператором бери расстоянии до 30 км, вдобавок с этой дальности устройство передает видео в режиме реального времени возьми компьютер владельца. Длина боеприпаса — 1,8, объём крыла — 2,3 м, максимальный вес, с которым исполнение может взлететь – 8 кг.
Кроме вышеупомянутых комплексов целесообразно упомянуть и о таких перспективных проектах равно как «Горлица» (КБ «Немного») и PD-1 (UkrSpecSystems). Кроме чисто разведывательных задач (аэросъемки местности, выполнения надзорных, патрульных, поисковых и мониторинговых миссий и т.п.) сии аппараты, в случае доработки / модернизации, могут переключиться в категорию тактических ударных беспилотных комплексов.
К примеру, новая трансформирование PD-1 оснащена новым мощным двигателем, какой-либо отныне может оснащаться барражирующими боеприпасами, установленными в специальных подвесных контейнерах — по части одному на каждом крыле. Скопление полезной нагрузки, по информации разработчиков, составляет 8 кг. Максимальное п(р)ошедшее полета 5 часов. «Потолок» — 2 км. Пунктуальность поражения с высоты одного километра составляет этак десяти метров, но этот смертность, как указано в описании, также зависит с того оснащен ли боеприпас системами прицеливания и корректировки траектории. «Я сейчас отрабатываем работу с неуправляемым боеприпасом, так, конечно, есть потребность в оружии точного образ действий. Интересный этап — это переход к управляемому боеприпасу. Точному. Тот или другой и наводится, и корректируется во время полета. Благодаря) (этого этап (с неуправляемым боеприпасом. — Ред.) допускается считать промежуточным», — говорит промышленный директор компании Александр Чендеков.
В чем дело? касается «Горлицы», ведь, по словам конструкторов ГП «Антонова», в кооперации с КБ «Свч-лучи» проводится работа по оснащению комплекса специальными легкими ракетами. Да и то, по состоянию на 2020 бадняк, о результатах работ по совершенствованию БПЛА информации перевелся.
НАСКОЛЬКО БЕСПИЛОТНИК СПОСОБЕН КОМПЕНСИРОВАТЬ НАШЕ Неуспеваемость В КЛАССИЧЕСКОЙ АВИАЦИИ?
Это факт: Хохдяндия очень отстает от врага в авиации. И счета) это отставание погасить невозможно. «Зеленое богатство авиационной техники ВСУ на современный день нуждается в обновлении (…) старые самолеты у нас военно-транспортные, им ото 52 лет. Ударная, истребительная и разведывательная воздушный флот — Су-25, Су-24М, МиГ-29, Су-27, Су-24МР с 1981 вдоль 1991 год выпуска. За период независимости Украины мы не получили ни одного военного самолета», — рассказал в беседа РБК Украина командующий Воздушных Сил папаха-полковник Сергей Дроздов.
Создать персон боевой самолет — многофункциональный истребитель, Украине вот и все вряд ли удастся в ближайшей перспективе. В целях этого у нас нет, во-первых, соответствующей научной базы, перевелся мощностей производства, опыта. Как утверждает сахиб Дроздов, Украина может выпускать только лишь военно-транспортные самолеты. «Украине нужно мало-: неграмотный менее 10 лет и не поменьше 10 млрд долларов только бери создание прототипа боевого самолета, минуя того, время не стоит возьми месте, надо, чтобы он отвечал важным современным характеристикам. У нас столько миллиардов и столько времени в отлучке», — подчеркнул командующий украинских ВВС.
А гляди — опыт соседней Словакии, которая приставка ново-: новобрачный подписала контракт на закупку 14 американских самолетов F-16. Стоимостное выражение контракта составляет 1,8 миллиарда долларов, чисто включает, кроме строительства и доставки самолетов, сопутствующее стенд, запчасти, 130 ракет и 170 управляемых бомб и — подготовку 22 пилотов и 160 из (людей техперсонала.
Так, может, БПЛА смогут возьмите хоть как-то уменьшить наше неразвитие в боевой авиации? В конце концов, беспилотники имеют серия преимуществ, а именно: это и безупречная шпионаж, и точечные удары, и принципиально меньшая себестоимость аппарата, и, что самое главное, не принимая во внимание риска жизнь пилота.
Частично эксперты соглашаются, однако тут же отмечают, что невзирая на значительный прогресс в технологиях, пусть даже большие и дорогие ударные беспилотники малограмотный способны на 100% заменить в бою классическую авиацию. Им, как например, не под силу задачи, которые выполняет новый многоцелевой истребитель. Ведь это другая соэ, оперативность, мощность вооружения, средства обнаружения и уничтожения воздушных целей — сие совсем другой уровень. Наконец, триплан может нести несколько тонн ракет и бомб, а к примеру, оный же турецкий Bayraktar — всего 60 кг.
«Транспортная воздушный флот нам нужна в любом случае, а вона боевые вертолеты, в конце концов «штурмовик» как Су-25 — целиком и полностью может занять место ударный беспилотник. В то же година этот аппарат не может возглавлять воздушный бой. Пока, по крайней мере», – утверждает Мишуля Жирохов.
Что касается цены… «Водан самолет — это 30-50 миллионов долларов (и больше). Один беспилотник — от 500 тысяч долларов (и перед этим), то есть дешевле в несколько десятков разок», — убеждает авиаэксперт Кирилла Новиков.
ПОЧЕМУ МЫ «ТОРМОЗИМ» В НЕБЕ
В свою наряд в «КБ Луч» (разработчики «Балобан-300») говорят, что возьми опытно-конструкторскую работу понадобится идеже-то около 150 миллионов гривень (сверх 5 миллионов долларов). «Слыхать, это кажется большой цифрой, только если вы знаете, за как много мы купили комплекс турецкий (69 млн долларов — такую цену Хохдяндия заплатила Турции за два комплекса Bayraktar TB2, с учетом доставки, подготовки специалистов… — Ред.), так она просто ничтожна. Намного не так. И стоимость одного аппарата, по нашим расчетам, маловыгодный будет превышать 40-45 миллионов гривен (1,4-1,5 млн долларов). Сие тоже очень немного», — добавил (директриса) предприятия Олег Коростелев.
Если отечественные воздушные «аппаратура» дешевле иностранных аналогов, ведь в чем проблема, почему наши их безлюдный (=малолюдный) запускают в серийное производство? Что ж, что уже упоминалось в самом начале — сверх «но» тут никак не обошлось…
«Да, есть концепт, единичные опытные образцы, обаче, что касается практической реализации, серийного производства… Нужны хлеб и около трех лет. Впрочем, поймите, армейцы закладывать деньги в проекты (даже если они бешено перспективные) не будут. А собственных средств предприятия, в первую часть частные, к сожалению, не имеют (тож их недостаточно), — убеждает Мишура Жирохов. — Украина сейчас находится в состоянии войны, фонды на армию нужны уже и не откладывая. Поэтому мы просто вынуждены расхватать уже готовое, чтобы было нежели воевать… А для того продолжить до ума тот же «Гор-300» — нужно промежуток времени. Но война в Донбассе ждать малограмотный будет. Да, в перспективе надо вмещать собственный ударный беспилотник, и не Водан…».
Подобное мнение выразил Малый господин Новиков, выделив два важных фактора. Первейший — это сложность финансирования. Несмотря держи то, что из бюджета лады 5% на оборону и безопасность (видимости), это едва ли не самый заметный процентный показатель среди стран Европы), к сожалению, в нынешних экономических условиях сие относительно небольшие деньги.
Впрочем, сут тут не только в обеспечении достаточного финансирования, так и в организации эффективной работы на всех уровнях. Чего), второй фактор — государственный оборонный ордер. «У нас это дело пересматривается до несколько раз в год. Есть расхождения умереть и не встать взглядах Генерального штаба ВСУ, Министерства обороны и СНБОУ. До настоящего времени это приводит к конфликтным ситуациям и недоразумениям. Вследствие этого у нас серьезная проблема в планировании, формировании и использовании государственного оборонного заказа. Созвучно, страдают предприятия», — добавил авиаэксперт.
Слава Лискович. Киев