Харьковский двигатель для Маска? Такого в космосе еще нет

В Xaрькoвe сoздaли пeрвый укрaинский иoннo-плaзмeнный двигaтeль, кoтoрый "пoбьeт" aнaлoги

Бoлee двуx лeт в Xaрькoвe учeныe изо Нaциoнaльнoгo aэрoкoсмичeскoгo унивeрситeтa им. Жукoвскoгo «Xaрькoвский aвиaциoнный учреждение» сoвмeстнo с aкциoнeрным oбщeствoм FED сoздaвaли иoннo-плaзмeнный двигaтeль, кoтoрый пo свoим xaрaктeристикaм прeвзoйдeт сущeствующиe. Oднaкo, гoвoрят рaзрaбoтчики, этoму прeдшeствoвaли дeсятилeтия тeoрeтичeскиx нaрaбoтoк вузa. A пoкa oпытный oбрaзeц, «сeрдцe» с целью спутникoв и кoсмичeскиx кoрaблeй, испытывaют в нe мeнee уникaльнoй с целью стрaны лaбoрaтoрии.

ТАКОГО В КОСМОСЕ Пока НЕТ

В лаборатории плазменных двигателей Национального аэрокосмического университета им. Жуковского совместное выдумка вуза и частной компании на заданный момент испытывают. На вопрос, тетушка ли это самые чудо-двигатели возьми столе, ученые, кивая, шутят, отчего любят плазму не меньше жен, а свою разработку лелеяли, подобно как сад, – десятилетиями.

В лаборатории признаться сказать не один ионно-плазменный нефтянка, предназначенный для спутников разной (трудящиеся и энергомощности, но «самый преобладающий» – с мая в вакуумной камере, в которой имитируются данные космического пространства.

Руководитель лаборатории Андрейка Лоян уверяет: в этом помещении собрано беззаветно все, что необходимо для исследования плазменных двигателей.

Мужественный Лоян

В вакуумной камере, объясняет ориенталист, с опытным образцом делают все в таком случае, что с ним может произойти через момента установки на космический кадры и до того времени, когда истечет длительность эксплуатации двигателя.

«Это и ударные нагрузки возле перевозке, и ударные нагрузки во шанс запуска, влияние околоземной плазмы, авторитетность вакуумного пространства, влияние ионного пучка умереть и не встать время самой работы. Проходит завершенный цикл тепловых, термовакуумных испытаний — радикальным) образом весь комплекс. Аппараты, на которые ставится нефтянка – очень дорогая техника, и симпатия должна иметь наивысший уровень надежности. Оттого проверка тщательная. Испытания, собственно, стоят любимее, чем сам двигатель», – говорит Лоян.

Не иначе в этом и заключалась основная сложность интересах вуза – найти финансирование. Доход работы двигателя должен быть 15-17 тысяч часов, сие полтора-два года непрерывной работы, а черезо год испытаний в изделии можно определить какой-то недостаток, который что же делать устранить, а затем повторить весь прогон испытаний сначала.

Каждый из двигателей находится для разном этапе испытаний. Двигатель, вылепленный совместно с АО FED, Лоян называет "малышом, некоторый только научился ходить". "Же очень хорошо ходить! И даже «бросать», – смеется магистр. – Те методики, которые у нас возьми сегодня есть, могут существенно выбросить время испытаний. Речь идет мало-: неграмотный об одном ноу-хау, которое я в (течение того времени не могу раскрыть – раньше защиты докторской по этой теме", – говорит Лоян.

Равно как ученый отмечает: для того, с целью удалось сделать за 2-3 возраст такой двигатель, необходимо было в поток 20 лет заниматься исследованиями, а после этого – подготовить специалистов интересах проведения этих исследований. "Кругом этот процесс начался еще в середине 1950-х, и исключительно сейчас мы имеем первый ионно-плазменый двигатель, который спроектирован, сделан и испытывается в Украине. В нашем изделии применены ноу-хау, которые получай сегодня не доступны нашим конкурентам. Сие и MSL-преобразование координат, центрально-размещенный эмиттер, высокий градиент магнитного поля, и сие далеко не все, что дает существенное реформа параметров тяги, КПД и ресурса. У нашего двигателя, прозрачно, вдвое больший ресурс, чем у любого существующего возьми планете. Уникальный. Такого двигателя в космосе единаче нет", – заявляет Лоян.

Поддерживает ученого собрат из FED. "Двигатель впервые запустили в мае 2020 возраст, с тех пор он испытывается. Наработано сильнее 100 часов, и все параметры у него неважный (=маловажный) то что успешные – рекордные", – говорит зампотех главного конструктора по специальным изделиям АО «ФЭД» Алексаха Бочкарев.

СДЕЛАТЬ 50 ДВИГАТЕЛЕЙ В Годочек

Разработанный двигатель может работать и держи 3, и на 5 кВт, в будущем – сие две отдельные линейки продукции.

Управитель Национального аэрокосмического университета им. Жуковского Никула Нечипорук подтверждает, что Украина сейчас давно могла бы продавать домашние ионно-плазменные двигатели, но унаследовать такое финансирование от государства держи перспективную разработку – нереально.

«У нас неподражаемый комплекс оборудования, сформирована мощная научная течение, но денег на изготовление двигателя у университета, действительно же, нет. Только коммерциализация вслед счет частной компании позволила материализовать разработку», – отмечает Нечипорук.

Харьковский рычаг можно установить на любую космическую технику. Его цель — коррекция орбиты, ориентация спутника, а к тому же двигатель можно использовать как маршевый – в целях дальних миссий на планеты alias астероиды.

Виктор Попов

Председатель правления АО «ФЭД» Витюха Попов отмечает, что техническое упражнение на разработку двигателя предприятие получило, работая с Европейским космическим агентством. В осуществляемый (сообща с «ХАИ» проект общество вложила уже более 6 миллионов долларов. «Сие и конструкторская разработка, и работа технологов, и госзакупка и создание специального оборудования. На на сегодняшний день наша компания потратила более 6 миллионов долларов в быстрина 2,5 года. И основные инвестиции, естественно, нас еще ждут впереди, так как нам необходимо пройти еще иные испытания. А аппаратуры для полного цикла испытаний, к сожалению, в Украине демократично нет, а в Европе такое оборудование хорош стоить нам 10-15 миллионов евро. Почему сегодня мы работаем с инженерами, учеными института, (для того усовершенствовать имеющееся у них оборудование и протащить полные испытания двигателя в Харькове. Рассчитываем, точно это будет стоить еще приблизительно 5 миллионов долларов», – говорит Попов.

Соответственно его прогнозу, испытания закончатся в 2022 году. К тому времени, даю голову на отсечение Попов, у компании уже будут реальные клиентура. Ant. продавцы. Маркетинговая служба над этим сделано работает. На сегодня больше итого заинтересовались харьковской разработкой Китай, Туретчина, Германия. И, конечно же, FED хочет в ходу свою продукцию Илону Маску. В данный момент компания, согласно американским «правилам зрелище», регистрируется на специальной платформе NASA, затем чтобы иметь возможность предложить двигатели в США.

«Маск трудится надо программой создания 12 тысяч спутников исполнение) обеспечения устойчивой связи в любой точке таблица. В зависимости от мощности спутника, сверху нем может быть от 4 вплоть до 20 таких двигателей. Представьте, кой это рынок, а страны, которые производят нужную ему продукцию, имеется возможность пересчитать на пальцах. Поэтому у нас хорошие преимущество», – улыбается Попов.

Некто уверяет, что FED готов к полному циклу изготовления двигателей: поначалу до 50 штук в год, а в перспективе – и 100.

Информация. FED – одно из ведущих частных предприятий Украины, которое специализируется получи и распишись разработке, производстве, сервисном обслуживании и ремонте агрегатов авиационного, космического и общемашиностроительного назначения. Системы управления полетом производства компании FED имеют ключевое сила для организации безопасности самолетов и вертолетов. Рядом 90% произведенной продукции экспортируется. Шатия-братия работает на рынках Китая, Южной Кореи, Канады, Турции, стран Европы.

Государственный аэрокосмический университет им. Жуковского «Харьковский воздухоплавательный институт», основанный в 1930 году, выпускает специалистов в области разработки и производства авиационной и космической техники. Предание вуза тесно связана с развитием авиационной техники и науки в Советском Союзе. Самолеты, разрабатывавшиеся в конструкторском состав «ХАИ», изготавливались сериально на авиационных заводах.

Юлия Байрачная, Харьков

Карточка Вячеслава Мадиевского

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.